Техническая экспертиза
Тел: +7 908 583 1933
e-mail: support@expert-machines.ru

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за расп…

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за распылителей

Использование нештатных распылителей 518DLLA155P180 и проблемы с воздухоотчисткой привели к прогару...

Фольксваген Крафтер-50

Фольксваген Крафтер-50

Хозяин гарантийного автобуса решил сэкономить на замене ремня ГРМ в...

Залил плохой бензин

Залил плохой бензин

В результате заправки плохим бензином прогорели поршни двигателя. Автомобиль Mazda CX-9...

Трактор К700 - старый по цене нового

Трактор К700 - старый по цене нового

Купив через посредника «новый» трактор Кировец К-700, его новый владелец...

Топливозаправщик

Топливозаправщик

Экспертиза топливозаправщика на соответствие ГОСТ Р 50913-96 Техническому эксперту был представлен...

Экспертиза моторного масла

Экспертиза моторного масла

На ТО не поменяли моторное масло. В промежутке между вторым и...

Расход масла Субару

Расход масла Субару

Причина выхода из строя двигателя Субару. Рекомендации производителей автомобилей, следует соблюдать...

76 000 километров для Porsche Cayenne – …

Цепь привода масляного насоса порвалась на 77 тысяче километров. Гарантийный...

Caterpillar. Дефект распределительного в…

Caterpillar. Дефект распределительного вала

  На последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен...

Капитальный ремонт двигателя

Капитальный ремонт двигателя

Капитально отремонтированный двигатель вышел из строя. После проведенного ремонта двигателя в...

Поломка двигателя

Поломка двигателя

Техническое обслуживание трактора Komatsu стало причиной поломки двигателя. Трактор Komatsu вышел...

Фольксваген Крафтер-50


Хозяин гарантийного автобуса решил сэкономить на замене ремня ГРМ в авторизованном центре и обратился в частную автомастерскую. В результате неквалифицированного ремонта двигатель вышел из строя. Двигатель ремонту не подлежит. 


 На экспертизу было представлено:

       Материалы гражданского дела № xx-xxxx/2014.

  • Копия определения Челябинского областного суда от xx февраля 2014 года.
  • Фотографии деталей двигателя, приложенные к акту экспертизы № xxx-xx-xxxxx от 11.10.2013.
  • Копия паспорта 52 НН xxxxxx транспортного средства на автомобиль «Фольксваген Крафтер-50», VIN Z7Y224302Cxxxxxxx.
  • Детали поврежденного двигателя в разобранном состоянии предоставленные истцом в присутствии ответчика на территории ООО «Автоцентр xxxx».

Перед экспертом были поставлены вопросы:

  • Какова причина возникновения неисправности двигателя внутреннего сгорания автомобиля «Фольксваген Крафтер-50», регистрационный  знак x xxx xx 174, VIN Z7Y224302Cxxxxxxx
  • Подлежит ли данный ДВС восстановлению, какова стоимость восстановительного ремонта?
  • В случае, если ДВС ремонту не подлежит, какова стоимость нового ДВС и работ по его замене.
  • Ответы на второй и третий вопросы о стоимости заменяемых деталей при ремонте двигателя или нового двигателя не входят в компетенцию эксперта по двигателям и рассмотрены отдельно в заключении по оценке.

ИССЛЕДОВАНИЕ

При производстве исследования использовалась следующая специальная литература:

  • «Судебная автотехническая экспертиза», Ч.2. М-ва, 1980г.
  • «Триботехника», Д.Н. Гаркунов. Машиностроение, 1985г.
  • «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей» А.С. Орлин, М.Г. Круглова, М.: Машиностроение, 1980г.
  • «VOLKSWAGEN CRAFNER Руководство по ремонту и эксплуатации», Минск. УП «Гуси-лебеди» 2009г.


Исследование представленных фотоснимков деталей двигателя, выполненные при проведении осмотра двигателя экспертом Щербань А.В. производилось с использованием программы просмотра фотоизображений (лицензионное программное обеспечение Microsoft Windows-7, которое является предустановленным продуктом и поставляется пользователю при приобретении оргтехники). Моноблок эксперта произведён компанией «LENOVO», номер продукта xxxxx-xxxxx-xxxxx-xxxxx.


Для подтверждения соответствия полученных фотоматериалов реальным деталям дефектного двигателя были проведены натурные осмотры – предварительный осмотр состоялся 8 апреля 2014г. Без представителя ответчика и 16 апреля совместно с представителями ответчика на территории фирмы «xxxx». Были осмотрены хранящиеся там детали двигателя. При первом осмотре узлы и детали, снятые с двигателя, хранились на полу в закрытой пустующей комнате. Небольшие детали и узлы были сложены в картонную коробку, а крупногабаритные лежали на полу рядом (Фото 1, Фото 2).


16 апреля детали к моменту осмотра были уже погружены в автобус и подготовлены к отправке истцу (Фото 3 блок двигателя в автобусе).


Фото 1. Хранение деталей на территории ООО «Автоцентр xxxx»

 

Фото 2. Хранение деталей на территории ООО «Автоцентр xxxx»

 

Фото 3. Блок двигателя в автобусе. Номер двигателя


 Изучением материалов гражданского дела установлено, что в них имеется:

  • Заказ-наряд № 14856 от 09.08.2013г. определяющий стоимость услуг по восстановительному ремонту двигателя автомобиля «Фольксваген Крафтер-50» регистрационный знак x xxx xx 174, VIN Z7Y224302Cxxxxxxx (л.д. 6). В шапке заказ наряда указана причина неисправности со слов клиента: «В процессе движения заморгала контрольная лампа свечей накаливания и загорелась контрольная лампа неисправности двигателя. Двигатель заглох и более не запускается. При включении зажигания контрольная лампа свечей накаливания моргает постоянно».
  • Счёт на оплату № 3189 от 10 сентября 2013г. определяющий стоимость нового двигателя (л.д. 7).
  • Акт экспертизы № xxx-xx-xxxxx от 11 октября 2013г. (л.д. 11-24) выполненной экспертом ЮУ ТПП Щербань А.В.
  • Выводы по экспертизе № xxx-xx-xxxxx от 11 октября 2013г следующие: Причиной выхода из строя ДВС BJK № 081168, является неквалифицированное производство работ по замене комплекта ремня привода газораспределительного механизма.

Осмотр деталей двигателя на территории «xxxx» показал, что номер двигателя BJK 081168 (Фото 3) соответствует номеру двигателя, записанному в паспорте 52 НН   xxxxxx транспортного средства на автомобиль «Фольксваген Крафтер-50». Головка двигателя снята с блока помеченного номером BJK 081168. Об этом свидетельствуют одинотипные повреждения, оставленные поломанными деталями, как на головке, так и на поршнях двигателя. Наиболее характерное из них - след ребра тарелки клапана (Фото 4 и Фото 5), оставленный на головке и поршне двигателя.


Фото 4. Дефектный поршень. Красная стрелка показывает на оторванную тарелку клапана, синяя стрелка на след оставленный ребром тарелки клапана на поршне.

Фото 5. Головка цилиндров. Синяя стрелка показывает на след, оставленный ребром тарелки клапана на головке цилиндров.

При изучении деталей двигателя в ООО «Автоцентр xxxx» и фотографий представленных на экспертизу в материалах дела, необходимо отметить следующее:

Дефектные детали, представленные на экспертизу 8, 16 апреля и детали, фигурирующие в Акте экспертизы № xxx-xx-xxxxx от 11 октября 2013г. выполненной экспертом ЮУ ТПП Щербань А.В., есть одни и те же детали, о чём свидетельствуют характерные признаки, присутствующие на деталях и на соответствующих фотографиях (Фото 6 и Фото 4).

Фото 6 Блок цилиндров с дефектным поршнем. Съёмка 08.04 2014г.
Стрелкой обозначены характерные признаки. Оборванная тарелка клапана на снимке отсутствует.

Постели опор кулачкового вала чистые, блестящие, без каких либо повреждений поверхности скольжения, без лаковых отложений (см. фото 7)

Опоры кулачкового вала и сами кулачки чистые, без рисок, натиров и лаковых отложений (см. фото 8).

Огневая поверхность головки цилиндров (Фото 9) – первого цилиндра – вся в забоинах, выломано седло выпускного клапана, части седла впечатаны в материал головки, глубокие следы от сломанной тарелки выпускного клапана.  На торце тарелки впускного капана следы от соударений с посторонними предметами. Отсутствует часть свечи накаливания.  На огневых поверхностях головки остальных цилиндров - следы попадания посторонних частиц и присутствие отдельных металлических частиц. Изменение цвета деталей, сопутствующее перегреву не отмечено.

  

Фото 7 Постель опоры кулачкового вала.      Фото 8 Кулачковый вал

Фото 9 Головка цилиндров. Вид на огневую поверхность.

Поршни.  Днище первого поршня и поверхность камеры сгорания – разбиты. На днище поршня глубокий след от отломанной тарелки выпускного клапана. Отломанная тарелка выпускного клапана находится в камере сгорания поршня (Фото 4). Части седла выпускного клапана впечатаны в материал головки поршня. Поршень заклинило в цилиндре. На днищах всех поршней следы от соударения с посторонними предметами (Фото 10). На всех поршнях (кроме первого, где следы невозможно отыскать в виду аварийного разрушения поршня) ясно видны следы встречи днищ поршней с выпускными клапанами (Фото 11). Под термином «встреча поршня с клапаном» в двигателестроении подразумевается жёсткий удар поршня по клапану.  

 

Фото 10 Следы соударений поршней с посторонними предметами.

 

Фото 11 Поршни со следами соударений о выпускные клапаны.

На деталях привода механизма газораспределения зафиксированы метки, нанесённые на торцы зубьев способом отличным от заводского (Фото12, Фото 13).

Ремень привода механизма газораспределения – на поверхности ремня отсутствуют какие либо следы, свидетельствующие о проскакивании зубьев ремня через зубья шестерён приводов (Фото 14).

 

Фото 12  Метка на шестерне         Фото 13 Метка на шестерне

привода водяного насоса                привода кулачкового вала

 

Фото 14 Ремень привода механизма газораспределения


Анализ материалов поступивших на экспертизу

Чистые, без видимых дефектов опорные шейки и кулачки распределительного вала, опоры шеек распределительного вала свидетельствуют о том, что смазка газораспределительного механизма в процессе эксплуатации до и после момента возникновения неисправности осуществлялась в штатном режиме – масло поступало к трущимся парам в полном объеме
Отсутствие лаковых отложений на деталях двигателя свидетельствует об отсутствии перегрева двигателя в процессе эксплуатации.


Повреждение вышеописанных деталей двигателя свидетельствует о том, что механическому воздействию были подвержены несколько деталей: седло выпускного клапана первого цилиндра, керамическая свеча накаливания в первом цилиндре, выпускной клапан первого цилиндра. Эти поломки вызвали катастрофическое повреждения других деталей: днища поршня первого цилиндра, головки блока цилиндров в области первого цилиндра и зеркала первого цилиндра.
С технической точки зрения существует несколько вариантов возможного развития событий для различных случаев первичной поломки деталей.


1. Выпадение седла выпускного клапана.

При этом происходит разрушение седла с дальнейшим повреждением днища поршня и огневой поверхности головки цилиндров. Тарелка клапана, как правило, при такой поломке изгибается. Остальные поршни могут получить повреждения от попадающих в цилиндры через впускной коллектор осколков разрушенного седла. При этой ситуации следы встречи клапанов с поршнями отсутствуют. В рассматриваемом случае следы встречи клапанов с поршнями присутствуют.


Выпадение сёдел - дефект, крайне редко встречающийся и возникает чаще всего при сильном перегреве двигателя.


2. Поломка керамической свечи накаливания.

Согласно руководству по ремонту и эксплуатации VOLKSWAGEN CRAFNER стр. 114 (см. фото 15) керамические свечи очень восприимчивы к повреждениям, очень хрупкие и требуют особого обращения. Поломка керамической свечи приведёт только к задирам поршня в результате попадания мелких кусочков керамики в зазор между поршнем и цилиндром.

 Фото 15. Фрагмент стр. 114 руководства по ремонту и эксплуатации VOLKSWAGEN CRAFNER

3. Поломка клапана.

Состояние огневой поверхности головки цилиндра свидетельствует о том, что на двигателе произошла поломка выпускного клапана (отрыв тарелки) первого цилиндра с последующим разрушением седла клапана и части керамической свечи накаливания. Разрушившееся седло произвело все последующие разрушения деталей двигателя. Об этом свидетельствуют следы контактных пар на днище поршня и огневой поверхности головки, соизмеримые с размерами кусков разрушенного седла В виду того, что клапана делают из прочной и вязкой стали, а сёдла из твёрдого но хрупкого сплава, при подобных поломках всегда разрушается седло, а тарелка клапана, даже после отрыва от стержня, остаётся деформированной, но целой.

Основной причиной поломки клапана первого цилиндра явилась усталостное разрушение клапана в виде отделения головки от стержня после многократных ударов тарелки клапана по днищу поршня. Этот факт подтверждается наличием следов встречи днищ всех поршней с выпускными клапанами (см. фото ), что свидетельствует о рассогласовании работы механизма газораспределения и кривошипно-шатунного механизма.

Следы ударов клапанов по днищу поршня на одном или нескольких поршнях могут свидетельствовать об ошибках при регулировке зазоров. Но следы в виде отпечатков тарелок выпускных клапанов на всех поршнях однозначно свидетельствуют о том, что кулачковый вал установлен неправильно относительно коленчатого вала.

Синхронность работы коленчатого и кулачкового валов обеспечивается жёстким приводом с использованием зубчатых передач (шестерни, зубчатые ремни, цепи). В документациях на двигатели четко прописан алгоритм сборки механизмов газораспределения, позволяющий обеспечить правильную согласованность работы механизмов. И ошибка при установке даже на 1 зуб шестерни или ремня приводит к рассогласованию работы этих механизмов. Сдвигаются фазы газораспределения, меняются параметры двигателя, происходят контактные встречи клапанов с поршнями. Встреча клапана с поршнем может не привести к одномоментной поломке клапана, но обязательно приведёт к снижению его работоспособности.

Следует отметить, что при неправильной установке ремня и смещении фаз газораспреспределения, неисправность не всегда выявляется сразу. Двигатель может запускаться, эксплуатироваться некоторое время без существенных изменений в работе по внешним признакам (мощности, шумности, расходу топлива и т.п.). Но контактные воздействия поршней на клапаны, при вышеуказанном рассогласовании, неизбежно приводят к серьезным неисправностям.
В рассматриваемом случае в двигателе автомобиля «Фольксваген Крафтер-50» сломался один клапан – выпускной клапан первого цилиндра (слабое звено). Через некоторое время после поломки клапана двигатель заклинило. При этом наличие 4х не сломанных выпускных клапанов не означает, что остальные клапаны исправные. Все исследованные клапаны имеют внутренние структурные повреждения и просто не успели сломаться. В рамках проводимой экспертизы можно было провести металлографическое исследование всех клапанов двигателя, но ввиду очевидности опроса и дороговизны металлографических исследований они не были проведены. Дальнейшее использование клапанов, имеющих ударные нагрузки от встречи с поршнями недопустимо, поскольку клапана в дальнейшем не обеспечат требуемый ресурс работы.
Наличие на деталях привода механизма газораспределения меток (Фото 12 -13), нанесённых способом, отличным от заводского, свидетельствует об отсутствии специальных приспособлений, позволяющих правильно и надежно зафиксировать детали привода, что в итоге и привело к ошибке при установке зубчатого ремня привода. Наличие метки на зубчатом шкиве водяного насоса (Фото 12) свидетельствует о недопонимании человеком, ставящим метки, сути процесса замены ремня привода механизма газораспределения.

Конструкция привода исследуемого двигателя имеет особенности, редко встречающиеся на двигателях, - шестерня привода не имеет фиксированного положения на кулачковом валу. Этот факт крайне осложняет процедуру смены ремня привода кулачкового вала. Наличие метки на шестерне привода кулачкового вала (Фото 13) свидетельствует о том, что человек, занимающийся ремонтом, и не подозревает о том, что шестерня привода не имеет фиксированного положения на кулачковом валу.

На практике возможно рассогласование положения коленчатого и кулачкового валов в случае проскакивания зубьев зубчатого ремня или звеньев цепи, по причине недостаточного натяжения ремня (цепи). Но в основе такого хода развития событий лежит так же некачественный ремонт (не отрегулирован должным образом механизм натяжения). В процессе разборки двигателя не было отмечено отсутствия натяжения ремня привода механизма газораспределения. В связи с чем версия о неправильной регулировки механизма натяжения не рассматривается.
Проскакивание зубьев зубчатого ремня может произойти при пуске остывшего двигателя в случае его сильного осмоления. Однако чистые поверхности опор кулачкового вала, без признаков лакообразования свидетельствуют о том, что на рассматриваемом двигателе такие процессы произойти не могли.

На основании проведенного осмотра и исследования эксперт приходит к следующим выводам:


Вывод:

  • К возникновению неисправности двигателя внутреннего сгорания автомобиля «Фольксваген Крафтер-50», регистрационный  знак x xx xx 174, VIN Z7Y224302Cxxxxxxx привела ошибка при установке ремня привода механизма газораспределения, приведшая к рассогласованию работы кулачкового и коленчатого валов.
  • Двигатель автомобиля «Фольксваген Крафтер-50» восстановлению не подлежит.

 Решение:

 Суд принял доводы нашего эксперта и встал на сторону владельца автобуса.

 Правила проведение технической экспертизы

 

Яндекс.Метрика