Техническая экспертиза
Тел: +7 908 583 1933
e-mail: support@expert-machines.ru

Caterpillar. Дефект распределительного в…

Caterpillar. Дефект распределительного вала

  На последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен...

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за расп…

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за распылителей

Использование нештатных распылителей 518DLLA155P180 и проблемы с воздухоотчисткой привели к прогару...

Фольксваген Крафтер-50

Фольксваген Крафтер-50

Хозяин гарантийного автобуса решил сэкономить на замене ремня ГРМ в...

Поломка двигателя

Поломка двигателя

Техническое обслуживание трактора Komatsu стало причиной поломки двигателя. Трактор Komatsu вышел...

76 000 километров для Porsche Cayenne – …

Цепь привода масляного насоса порвалась на 77 тысяче километров. Гарантийный...

Экспертиза моторного масла

Экспертиза моторного масла

На ТО не поменяли моторное масло. В промежутке между вторым и...

Капитальный ремонт двигателя

Капитальный ремонт двигателя

Капитально отремонтированный двигатель вышел из строя. После проведенного ремонта двигателя в...

Трактор К700 - старый по цене нового

Трактор К700 - старый по цене нового

Купив через посредника «новый» трактор Кировец К-700, его новый владелец...

Залил плохой бензин

Залил плохой бензин

В результате заправки плохим бензином прогорели поршни двигателя. Автомобиль Mazda CX-9...

Топливозаправщик

Топливозаправщик

Экспертиза топливозаправщика на соответствие ГОСТ Р 50913-96 Техническому эксперту был представлен...

Расход масла Субару

Расход масла Субару

Причина выхода из строя двигателя Субару. Рекомендации производителей автомобилей, следует соблюдать...

Поломка двигателя

коматсу


Техническое обслуживание трактора Komatsu стало причиной поломки двигателя.

Трактор Komatsu вышел из строя через шесть часов после проведения второго технического обслуживания (ТО) с начала эксплуатации.

 


Для установления причины поломки двигателя представлено:

  • Двигатель – трактора «Komatsu». Наработка по счетчику – 818 часов.
  • Журнал учета работ трактора.
  • Маслофильтр, снятый с двигателя при проведении ТО № 2 – фильтрующий элемент без наружного корпуса.
  • Маслофильтр, снятый с двигателя, отработавшего 818 часов – наружный корпус вскрыт для обеспечения доступа к фильтрующему элементу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРА:

  • Триботехника Д.Н. Гаркунов. Машиностроение, 1989г.
  • «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей» А.С. Орлин, М.Г. Круглова, М.: Машиностроение, 1980г.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

При внешнем осмотре двигателя обнаружено:

  • Со стороны выпускных коллекторов вторая головка, а так же частично первая и третья покрыты копотью – следствие прорыва газов через уплотнения выпускных коллекторов.
  • На второй и третьей головках, на технологических заглушках со стороны выпускного коллектора, установлены пломбы «Лузар» с температурой плавления 104 ºС. Пломбы выплавлены, что свидетельствует об их нагреве до температуры выше 104 ºС.
  • Для установления причины поломки двигателя произведена его частичная разборка – сняты головки двигателя и поршни (в сборе с шатунами).

При внешнем осмотре снятых с двигателя деталей и узлов обнаружено:

  • Наволакивание антифрикционного слоя на 4 шатунную шейку коленчатого вала;
  • Местный износ 4 шатунной шейки коленчатого вала в зоне противоположной масло-подводящему отверстию;
  • Шатунные вкладыши 4-го шатуна провернулись «в постели», раскатаны и деформированы.
  • На наружной поверхности вкладышей прижоги и кольцевая выработка в результате трения о болты крепления крышки шатуна.
  • На внутренней поверхности прижоги, антифрикционный слой изношен местами до стальной основы, следы попадания в зазор металлической частицы (фото № 3 и фото № 4).
  • 7 отпечатков лежащих практически в одной плоскости на расстоянии около 10мм от оси маслоподводящего отверстия. Размер отпечатков в поперечнике 3 – 5мм. Деформирована стальная основа вкладыша. В окружном направлении отпечатки расположены в интервале расстояний 20 – 22мм и 31- 36мм.
  • На поверхности отпечатков – темные лаковые отложения, по контуру – следы наволакивания метала. Все отпечатки имеют сходную сферическую форму.

 следы попадания в зазор металлической частицы  следы попадания в зазор металлической частицы

              Фото № 3                                   Фото № 4


На остальных шатунных и коренных вкладышах (фото № 5 и фото № 6) местный износ приработочного слоя олова в зоне подвода смазочного масла и незначительное количество отдельных рисок в приработочном слое от попавших в зазор мелких инородных частиц.

шатунные и коренных вкладыши шатунные и коренных вкладыши

                 Фото № 5                                   Фото № 6

Поршни чистые, без лаковых отложений, все кольца подвижные. На головке четвертого поршня (фото № 7), выше второго кольца толстый слой легко отделяющегося свежего нагара. Следы задира на поршнях - отсутствуют.


поршни гильзы цилиндров

              Фото № 7                                      Фото № 8

Головки блока, со стороны камер сгорания и клапана с незначительным нагаром, носики распылителей форсунок чистые, без следов подтеков.
Гильзы цилиндров без следов задиров. В некоторых местах наблюдаются легко удаляемые сажистые «натиры» (фото № 8).
На упорном полукольце следы износа и выкрашивания антифрикционного слоя (фото № 9).
Нижняя головка четвертого шатуна со следами местного перегрева (фото № 10).

упорное полукольцо Нижняя головка четвертого шатуна со следами местного перегрева

                Фото № 9                                     Фото № 10


При ознакомлении с журналом учета работ трактора Komatsu выявлено:

На дне корпуса маслофильтра, в осадке, кроме частиц металла обнаружена древесная стружка.
Результаты лабораторного исследования фильтрующего элемента маслофильтра, снятого при проведении второго ТО, показали отсутствие на фильтрующем элементе металлических включений цветных металлов, что свидетельствуют о том, что процесс разрушения шатунных вкладышей четвертого шатуна начался после проведения второго ТО. В то же время отмечено наличие ферромагнитных частиц и песка.


Анализ результатов осмотра деталей и узлов:

Двигатель эксплуатировался при нормальном тепловом режиме. Состояние деталей поршневой группы хорошее. Признаки перегрева на деталях двигателя не обнаружены. Выплавление контрольных пломб «Лузар» объясняется их неудачной установкой – рядом с раскаленным выхлопным коллектором.


Состояние 4-й шатунной шейки и вкладышей свидетельствует о произошедшем схватывании металла шейки вала с антифрикционным слоем вкладышей с последующим проворотом шатунных вкладышей. Причина – разрушение смазочной пленки под действием повышенных нагрузок и температур. («Триботехника» Д.Н. Гаркунов. Машиностроение, 1989г. стр. 109).


Первопричина всех явлений – недостаток масла в зоне трения. Недостаток масла приводит к повышению теплонапряженности пары трения, снижению надежности работы пары трения (одна из функций масла в системе смазки – отвод тепла из зон трения «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей» А.С. Орлин, М.Г. Круглова, М.: Машиностроение, 1980г стр. 166). О недостатке масла в зоне трения свидетельствуют выкрашивание и износ антифрикционного слоя на поверхности полукольца.


Учитывая, что масло на смазку 4 шатунной шейки и на смазку полуколец поступает через пятую коренную шейку, следовало ожидать износа и коренной шейки. Однако нормальное состояние 5-го коренного подшипника свидетельствует о том, что он работал в нормальных условиях смазки. Следовательно, проблемы со смазкой воз-никли на участке от коренного до шатунного подшипника – в сверлениях щеки и шейки коленчатого вала. Наиболее вероятная версия случившегося - попадание инородного тела, препятствовавшего в какой - то момент попаданию масла в зону трения. В пользу этой версии свидетельствует наличие 7 отпечатков на вкладышах 4 го шатунного подшипника.

На отпечатках присутствуют темные лаковые отложения и неровный наружный контур – следствие наплывания металла в процессе износа, что свидетельствует о том, что отпечатки появились на начальной стадии разрушения подшипника (возможно, инородная частица запустила процесс разрушения подшипника). Наличие однотипных следов, свидетельствует о том, что частица была металлической (не хрупкой) размерами около 5 мм в поперечнике. Деформация стальной основы подшипника свидетельствует о том, что частица была стальной. Об этом же свидетельствует и то, что все отпечатки имеют сходную сферическую форму и размеры.

Вторая возможная версия разрушения шатунных вкладышей – недостаточное давление масла в системе смазки двигателя (в зоне минимально допустимого и ниже) при работе в режимах с максимальным крутящим моментом (низкие обороты двигателя и большая цикловая подача топлива).


Такие внешние признаки характерны для двигателей с долго эксплуатирующимися масляными насосами системы смазки. В данном конкретном случае следы от инородной частицы на шатунном вкладыше не укладываются в эту версию - отсутствуют следы сколов стальной частицы, которая в дальнейшем могла вызвать подобные деформации вкладышей.

Разрушения на полукольце вторичны. После разрушения шатунных вкладышей и увеличения зазора между шейкой и вкладышами произошло перераспределение масляных потоков, смазывающих подшипники, основная часть масла стала уходить через увеличившийся зазор, и упорные полукольца стали работать в условиях масляного голодания.


В пользу версии попадания инородного тела свидетельствуют и результаты лабораторного исследования фильтрующего элемента маслофильтра, снятого при проведении второго ТО.

Отсутствие частиц цветных металлов на фильтрующем элементе свидетельствует о том, что разрушение вкладышей началось после проведения второго ТО. В то же время наличие ферромагнитных частиц на фильтрующем элементе свидетельствует о процессах износа деталей двигателя (шестерни передач, в том числе и шестерни масляного насоса).

Инородная частица могла миновать фильтрующий элемент и попасть в канал смазки при работе перепускного клапана (резкий набор оборотов не прогретого двигателя при запуске после второго ТО). Наличие рыхлых сажистых отложений на головке 4 го поршня вызвано нарушением процесса сгорания в связи с уменьшением степени сжатия в 4-м цилиндре из-за большого люфта в шатунном подшипнике.


Вывод:

Наиболее вероятные причины поломки двигателя трактора «Komatsu» – попадание в систему смазки инородного металлического тела при проведении работ во время второго ТО.


Результат:

Стороны пришли к мировому соглашению. Ремонт трактора бы выполнен стороной проводящей ТО.

Правила проведение технической экспертизы

Яндекс.Метрика