Техническая экспертиза
Тел: +7 908 583 1933
e-mail: support@expert-machines.ru

Залил плохой бензин

Залил плохой бензин

В результате заправки плохим бензином прогорели поршни двигателя. Автомобиль Mazda CX-9...

Трактор К700 - старый по цене нового

Трактор К700 - старый по цене нового

Купив через посредника «новый» трактор Кировец К-700, его новый владелец...

Фольксваген Крафтер-50

Фольксваген Крафтер-50

Хозяин гарантийного автобуса решил сэкономить на замене ремня ГРМ в...

Капитальный ремонт двигателя

Капитальный ремонт двигателя

Капитально отремонтированный двигатель вышел из строя. После проведенного ремонта двигателя в...

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за расп…

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за распылителей

Использование нештатных распылителей 518DLLA155P180 и проблемы с воздухоотчисткой привели к прогару...

Поломка двигателя

Поломка двигателя

Техническое обслуживание трактора Komatsu стало причиной поломки двигателя. Трактор Komatsu вышел...

Экспертиза моторного масла

Экспертиза моторного масла

На ТО не поменяли моторное масло. В промежутке между вторым и...

Caterpillar. Дефект распределительного в…

Caterpillar. Дефект распределительного вала

  На последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен...

Топливозаправщик

Топливозаправщик

Экспертиза топливозаправщика на соответствие ГОСТ Р 50913-96 Техническому эксперту был представлен...

Расход масла Субару

Расход масла Субару

Причина выхода из строя двигателя Субару. Рекомендации производителей автомобилей, следует соблюдать...

76 000 километров для Porsche Cayenne – …

Цепь привода масляного насоса порвалась на 77 тысяче километров. Гарантийный...

76 000 километров для Porsche Cayenne – много? Или хватит?

Цепь привода масляного насоса порвалась на 77 тысяче километров. Гарантийный срок эксплуатации подошел к концу, и владелец авто решил вопрос кардинально. Он специально пробил дыру в масляном картере и попытался выдать происшествие за страховой случай.

Судебный эксперт доказал отсутствие связи между пробоем картера и выходом из строя двигателя, и страховая компания  лишила нерадивого владельца машины денежных выплат.

 

2 февраля 2013 года для производства экспертизы,  был представлен автомобиль.


 

На разрешение экспертизы поставлены  вопросы:

 

  1. Каковы механизм и причина образования повреждений элементов двигателя автомобиля «Porsche Cayenne» гос. номер x000xxXXX?
  2.  Являются ли эти повреждения следствием образования пробоины на масляном поддоне?

ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Представленные для производства судебной экспертизы объекты и материалы представляют собой:

 

  1. Копия определения по Делу № xx-xxxx/2013 на 5 листах.
  2. Копия Дела № x-xxxx/2013.на 88 листах.
  3. Автомобиль Porsche Cayenne 2009 года изготовления, VIN xxxxxxxxxxxxxxxx. Пробег автомобиля на момент выхода из строя 76480 км. (Фотографии в электронном виде).

 

При изучении фотографий, сделанных после заявленного ДТП,

бросается в глаза большой разлив технической жидкости, растёкшейся от автомобиля (Фото 1).

 

 

На фотографиях днища автомобиля, выполненных специалистами ООО АКЦ «Практика» и НОЦ «Экспертные технологии» ЮУрГУ видны 2 сквозных отверстия в масляном поддоне ДВС и крышке блока задней (Фото 2 и фото 3). На деталях, расположенных вокруг отверстия в поддоне, видно местами незначительное замасливание. В то же время на окружающих деталях, расположенных после отверстия в поддоне (по ходу автомобиля) следы масла не замечены. Этот факт отмечен и в заключении № xxxxx.xx/13 эксперта А.А. Петрова (стр. 9). На деталях, окружающих пролом в крышке блока задней видно значительное замасливание с образованием масляной плёнки и скопления грязи (Фото 4).

 

 Коричнево-чёрный налёт вблизи вылома свидетельствует о прорыве картерных газов сквозь вылом во время работы двигателя. Характер излома крышки блока задней свидетельствует о силовом воздействии изнутри. Об этом же свидетельствуют и следы контакта крышки блока задней с цепью привода масляного насоса (фото 5).


При изучении фотографий деталей двигателя установлено:

 

Поршни. Все поршни, кроме поршня шестого цилиндра в удовлетворительном состоянии. Поршневые кольца, судя по фотографиям, не залегли. На головке 4го поршня и юбке 1 поршня видны незначительные следы натиров. Лаковые отложения на поршнях отсутствуют, что свидетельствует о том, что двигатель работал при нормальном температурном режиме. Нижняя часть головки и юбка поршня шестого цилиндра (Фото 6) имеют задиры и сильное повторное наволакивание материала поршня.

 

 

Эксперт НОЦ «Экспертные технологии» ЮУрГУ                                  Шауфлер А.Д.

Коленчатый вал. Все коренные шейки вала (Фото 7, Фото 8, Фото 9) имеют повреждения: задиры, следы перегрева. Причем следы перегрева (цвета побежалости на поверхности) наблюдаются даже на щёках коленчатого вала. Шатунные шейки

 

существенных повреждений не имеют, но на них так же наблюдаются следы перегрева.

 

Вкладыши. Шатунный вкладыш шестого поршня имеет следы начавшегося повреждения. Остальные шатунные вкладыши в удовлетворительном состоянии. Коренные вкладыши (Фото 10, Фото 11) в неработоспособном состоянии. Опорные полукольца со следами разрушения (Фото 12).

 

Эксперт НОЦ «Экспертные технологии» ЮУрГУ                                  Шауфлер А.Д.

Блок двигателя: Видно сильное наволакивание материала поршня на зеркало цилиндра (Фото 13). Картина повреждения блока нехарактерна для подобного типа повреждений (обычно повреждается верхняя часть зеркала цилиндра) В нашем случае в верхней части зеркала цилиндров повреждения существенно меньше (Фото 14).

 

 

Фото 14                                                                                Фото 15

 

Согласно руководству по эксплуатации, стр. 104 (Фото 15), двигатель автомобиля оборудован системой информирующей водителя об уровне масла в двигателе. При этом аварийный сигнал (изменение цвета сигнала на дисплее) появляется после снижения объёма масла в поддоне на 1 литр. Объем масла, заливаемого в двигатель – около 6,9 л. Руководство по эксплуатации, стр. 290 (Фото 16).

 

 

Эксперт НОЦ «Экспертные технологии» ЮУрГУ                                  Шауфлер А.Д.

Анализ результатов осмотра деталей и узлов:

 

Состояние деталей двигателя свидетельствует о наличие в двигателе нескольких групп неисправностей, требующих устранения, имеющих разную природу возникновения:

  1. Разрушение  (рассоединение) цепи привода масляного насоса с разрушением крышки блока задней и деталей натяжителей цепи.
  2. Пробой поддона двигателя.
  3. Задиры на поршнях, блоке, коленчатом валу и разрушение коренных вкладышей.

При этом первая и вторая неисправности не связаны между собой, а третья неисправность является следствием произошедшей первой либо второй неисправности (повреждение деталей двигателя по причине недостатка смазки в трущихся парах).

            Наличие более значительных повреждений коренных шеек по сравнению с шатунными шейками и, особенно, более интенсивных следов побежалости на щёках у коренных шеек свидетельствует о краткосрочном периоде работы в условиях отсутствия смазки. Это обусловлено тем, что смазка на шатунные подшипники попадает по сверлениям от коренных подшипников. И после прекращения подачи масла к коренным подшипникам некоторое время масло из сверлений, под действием центробежных сил вращающегося коленчатого вала, будет поступать к шатунным подшипникам. В связи с этим начало процесса разрушения при прекращении подачи масла на шатунных вкладышах смещается по времени по отношению к коренным вкладышам. Это позволяет на начальных процессах разрушения заметить разницу в состоянии шатунных и коренных вкладышей.

Состояние опорных полуколец (Фото 12) свидетельствует о значительных нагрузках на кольца в условиях недостатка смазки. Это могло произойти при интенсивном торможении автомобиля после срабатывания датчика давления масла.

Вышеизложенные факты подтверждают объяснение, полученное дежурным полка ДПС УМВД РОССИИ по Челябинску капитаном полиции Xxxxx X.X. от Иванова И.И. в 17час. 10 мин. Октября 2012 года (дата в копии объяснения пропечатана не полностью) в том, что он (Иванов) остановился, увидев что загорелся датчик давления масла. (Дело № x-xxxx/2013, лист.30).

Расположение следов наволакивания металла поршней на зеркало цилиндра в нижней части зеркала (в зоне минимальных нагрузок на зеркало цилиндра со стороны поршня) свидетельствует о том, что на нижнюю часть зеркала цилиндра масляный туман не попадал. Т.е. истечения масла через форсунки охлаждения поршней, через зазоры между коленчатым валом и вкладышами не было. В то время как на верхнюю часть зеркала воздействовала топливная смесь, и продукты сгорания, что тормозило развитие процессов схватывания в верхней части зеркала. Механизм разрушения при схватывании поверхностей описан в литературе (Триботехника Д.Н. Гаркунов. Машиностроение, 1985г., стр. 201 – 206).

Учитывая, что двигатель без смазки может остаться как при разрушении  (рассоединении) цепи привода масляного насоса, так и при пробое поддона двигателя, рассмотрим внешние признаки, которые будут сопровождать эти виды разрушений.

При разрушении поддона масло начнёт вытекать из двигателя. Водитель услышит посторонний звук от удара о внешний предмет. Больше ни каких внешних проявлений не будет. Через некоторое время, когда в результате утечки масла объём масла в двигателе составит около 5,9 литра (см фото 15 и фото 16) на многофункциональном дисплее появится сообщение «Достигнут мин. уров. масла». Согласно РЭ необходимо немедленно долить моторное масло. При дальнейшем снижении уровня масла появится на многофункциональном дисплее сообщение «Уровень масла ниже мин.» красного цвета. Согласно РЭ необходимо немедленно долить моторное масло. При игнорировании требований РЭ и продолжении движения без долива масла в двигатель уровень масла будет снижаться без значительных последствий для двигателя до момента попадания

воздуха в маслозаборное устройство. При попадании воздуха в маслозаборное устройство системы смазки вначале на смазку деталей попадает масляно-воздушная эмульсия, и начинается резкое падение давление в системе смазки. Подача масла шестерёнчатым насосом прекращается. Начнают греться детали, образующие пары трения. С уменьшением толщины масляной плёнки в парах трения начинаются задиры и начинает лавинообразно развиваться процесс износа со схватыванием и заеданием поверхностей. После остановки машины, пострадавшей в таком происшествии из поддона машины могут стечь остатки масла в объёме 1…2 литра.

При разрушении (рассоединении) цепи привода масляного насоса внешние проявления аварии для водителя будут выглядеть следующим образом:

Водитель услышит посторонний звук от удара разорваной цепи о внутренние детали двигателя. В этот же момент появляется предупредительное сообщение о падении уровня масла в двигателе (Фото. 17), а стрелка датчика давления масла остановится около нулевого значения.

 

При этом многофункциональный дисплей будет показывать нормальный уровень масла. Но, в связи с тем, что привод масляного насоса вышел из строя,  подача масла на смазку трущихся пар работающего двигателя прекратиться. И сразу же начнёт развиваться процесс разрушения деталей, процесс, который при пробое поддона начинает развиваться только по истечению некоторого времени и только в случае нарушения водителем требований РЭ. Ситуация с разрушением деталей при разрушении привода насоса усугубляется тем, что для водителя она неожиданна и он не успевает немедленно сбросить нагрузку с двигателя, а тем более отсоединить двигатель от трансмиссии, что бы минимизировать последствия аварии.

Ситуация с разрушением привода масляного насоса приводит к быстрому разрушению работающего под нагрузкой двигателя в не зависимости от количества масла в поддоне двигателя и даже при сохранении целостности крышки блока задней двигатель выйдет из строя.

Исходя из того, что на автомобиле зафиксированы 2 дефекта, приводящие к сходному результату рассмотрим возможные последовательности происхождения дефектов по времени:

  1. 1.      Первоначально произошёл пробой картера.

Водитель слышит удар и продолжает движение. Через некоторое время, после потери двигателем через пробитое отверстие около 1 литра масла,  загорается предупредительная надпись (Фото 18), но водитель, в нарушении Руководства по

эксплуатации продолжает движение до тех пор, пока большая часть масла не вытекает из двигателя. И только ещё один удар разрушившейся цепи заставляет водителя остановить машину. После остановки автомобиля на полотно дороги стекают остатки масла.

При этом в зоне отверстия в поддоне, на окружающих деталях вокруг поддона, должны остаться подтеки масла и скопления налипшей пыли. В тоже время место вокруг отверстия в крышке блока задней должно быть относительно чистым. Наблюдаемая фактически картина (Фото 2, 3, 4) совершенно противоположная. А отложение сажи на окружающих деталях (Фото 3) свидетельствует о работе двигателя после обрыва привода масляного насоса. При развитии событий по вышеизложенному сценарию из двигателя остановившегося автомобиля могут вытечь остатки масла в объёме 1 - 2 литра. Фактически, на фото 1 зафиксирован значительно больший разлив.

Описываемая последовательность событий маловероятна, учитывая стоимость машины и адекватность водителя и невозможна с точки зрения обнаруженных фактов.

Если же водитель, после загорания предупредительной надписи, остановил автомобиль в соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации, двигатель останется работоспособным. Если во время остановки произойдёт разрушение цепи привода масляного насоса, в этом случае двигатель может повредиться и степень повреждений будет зависеть от того сколь долго работал двигатель с повреждённым

приводом до полной остановки. И эти повреждения будут не связаны с пробоем поддона.

 

  1. Цепь привода масляного насоса разрушилась сразу после пробоя поддона, или одновременно с этим событием, после чего водитель останавливает машину из-за загоревшейся предупредительной надписи «уровень масла слишком низкий».

В этом случае вокруг отверстия в поддоне, на окружающих деталях вокруг поддона, должны остаться подтеки масла и скопления налипшей пыли. Замасливание и запыление меньшей интенсивности должны остаться вокруг отверстия в крышке блока задней. После остановки вокруг машины должно скопиться значительное количество масла (машина остановилась не по причине потери большого количества масла, а по причине отсутствия давления масла в системе смазки из-за разрушения привода масляного насоса). Наблюдаемая картина – отсутствуют заметные подтёки масла и скопления налипшей пыли на окружающих деталях в зоне отверстия в поддоне что противоречит выдвинутому предположении. В описываемой ситуации пробой поддона – сопутствующая неисправность, не приводящая двигатель к выходу из строя.

  1. 2.                  Первым произошёл разрыв цепи привода масляного насоса.

Водитель слышит посторонний звук от удара разорванной цепи о внутренние детали двигателя.

В этот же момент загорится предупредительная надпись «уровень масла слишком низкий», а стрелка датчика давления масла останавливается около нулевого значения.

Водитель принимает меры по остановке автомобиля, двигающегося со скоростью не менее 90 км/час. Где то в процессе остановки происходит пробой поддона. Двигатель, работавший до поломки под нагрузкой, быстро выходит из строя по причине разрушения привода масляного насоса и отсутствия смазки в парах трения. Из разрушившегося двигателя стоящего автомобиля вытекает значительное количество масла (5 - 6 литров) и растекается по обочине. Этот факт подтверждается фотографией 1. Вырывающиеся через пролом в крышке блока задней картерные газы и пары масла, при движении автомобиля в процессе остановки, оставляют на окружающих пролом деталях характерное загрязнение (Фото 3, Фото 4). Слившееся, после остановки автомобиля, через пробоину поддона масло не замасливает окружающие пробоину поддона детали. При таком сценарии развития событий пробой поддона является сопутствующей неисправностью, не приводящей двигатель к выходу из строя.

 


ВЫВОДЫ

 

 

  1. Механизм повреждений элементов двигателя автомобиля «Porsche Cayenne» гос. номер x000xxXXX - схватывание и заедание поверхностей при трении. Причина - отсутствие подачи смазки в зоны трения из-за разрушения цепи привода масляного насоса.  
  2. Повреждения внутренних деталей двигателя является следствием разрушения привода масляного насоса (разрушения цепи привода) и с пробоиной на масляном поддоне ни как не связано.

Расход масла Субару

субару импреза


Причина выхода из строя двигателя Субару.

Рекомендации производителей автомобилей, следует соблюдать беспрекословно. Это доказал очередной случай произошедший с автомобилем SUBARU. Владелец машины не следил за маслом и регулярно допускал его снижение ниже допустимого уровня. Что из этого получилось? Читайте нашу очередную экспертизу.

Подробнее...

Caterpillar. Дефект распределительного вала

 


На последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен повышенный  зазор на впускных клапанах одного из цилиндров. Зазор был отрегулирован. Через месяц двигатель вышел из строя. Разборка двигателя выявила дефект на распределительном валу и износ толкателя.

Подробнее...

Фольксваген Крафтер-50


Хозяин гарантийного автобуса решил сэкономить на замене ремня ГРМ в авторизованном центре и обратился в частную автомастерскую. В результате неквалифицированного ремонта двигатель вышел из строя. Двигатель ремонту не подлежит. 

Подробнее...

Трактор К700 - старый по цене нового


Купив через посредника «новый» трактор Кировец К-700, его новый владелец даже не предполагал, с какими трудностями ему придется столкнуться. Проработав всего 40 часов двигатель трактора К-700 вышел из строя.

Продавец произвел замену двигателя на новый, но буквально через пару недель у техники сломалась коробка передач. Заказчик отказался покупать неисправный трактор и потребовал вернуть деньги.

Подробнее...

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за распылителей


Использование нештатных распылителей 518DLLA155P180

и проблемы с воздухоотчисткой привели к прогару поршней двигателя автомобиля Howo Sinotruk.

Подробнее...

Поломка двигателя

коматсу


Техническое обслуживание трактора Komatsu стало причиной поломки двигателя.

Трактор Komatsu вышел из строя через шесть часов после проведения второго технического обслуживания (ТО) с начала эксплуатации.

Подробнее...

Капитальный ремонт двигателя

камаз


Капитально отремонтированный двигатель вышел из строя.

После проведенного ремонта двигателя в автомобиле КамАЗ (менялись детали кривошипно-шатунного механизма), проработав около 1500 км. пробега, двигатель сломался. Эксперту были представлены детали двигателя автомобиля КамАЗ и копия экспертного заключения эксперта А.И. Добропольского.

Подробнее...

Залил плохой бензин

мазда сх-9


В результате заправки плохим бензином прогорели поршни двигателя.

Автомобиль Mazda CX-9, был заправлен 92 бензином. На следующий день машина сломалась. В данный момент требуется дорогостоящий ремонт машины, а именно замена двигателя, стоимость которого оценивается примерно в четыреста тысяч рублей. К эксперту обратился владелец данного автомобиля.

Подробнее...

Топливозаправщик

топливозаправщик


Экспертиза топливозаправщика на соответствие ГОСТ Р 50913-96

Техническому эксперту был представлен топливозаправщик АТЗ-12 на базе шасси КамАЗ-65115-62 подготовленный к продаже. Необходимо было выяснить, соответствует ли

Подробнее...

Экспертиза моторного масла


На ТО не поменяли моторное масло.

В промежутке между вторым и третьим техническим обслуживанием, гарантийный микроавтобус Форд Транзит вышел из строя. Сервис воспользовался услугами сторонней специализированной лаборатории. По заключению ее специалистов, причины неисправности кроются в самостоятельном доливе отработанного масла в двигатель. Масло было сработано до щелочного числа 2,2 мг/г.

Подробнее...

Яндекс.Метрика