Техническая экспертиза
Тел: +7 908 583 1933
e-mail: support@expert-machines.ru

Поломка двигателя

Поломка двигателя

Техническое обслуживание трактора Komatsu стало причиной поломки двигателя. Трактор Komatsu вышел...

Залил плохой бензин

Залил плохой бензин

В результате заправки плохим бензином прогорели поршни двигателя. Автомобиль Mazda CX-9...

Капитальный ремонт двигателя

Капитальный ремонт двигателя

Капитально отремонтированный двигатель вышел из строя. После проведенного ремонта двигателя в...

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за расп…

Howo Sinotruk. Прогар поршней из-за распылителей

Использование нештатных распылителей 518DLLA155P180 и проблемы с воздухоотчисткой привели к прогару...

Экспертиза моторного масла

Экспертиза моторного масла

На ТО не поменяли моторное масло. В промежутке между вторым и...

Расход масла Субару

Расход масла Субару

Причина выхода из строя двигателя Субару. Рекомендации производителей автомобилей, следует соблюдать...

Трактор К700 - старый по цене нового

Трактор К700 - старый по цене нового

Купив через посредника «новый» трактор Кировец К-700, его новый владелец...

76 000 километров для Porsche Cayenne – …

Цепь привода масляного насоса порвалась на 77 тысяче километров. Гарантийный...

Топливозаправщик

Топливозаправщик

Экспертиза топливозаправщика на соответствие ГОСТ Р 50913-96 Техническому эксперту был представлен...

Фольксваген Крафтер-50

Фольксваген Крафтер-50

Хозяин гарантийного автобуса решил сэкономить на замене ремня ГРМ в...

Caterpillar. Дефект распределительного в…

Caterpillar. Дефект распределительного вала

  На последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен...

Caterpillar. Дефект распределительного вала

 


На последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен повышенный  зазор на впускных клапанах одного из цилиндров. Зазор был отрегулирован. Через месяц двигатель вышел из строя. Разборка двигателя выявила дефект на распределительном валу и износ толкателя.


На разрешение экспертизы поставлен  вопрос:

  1. Определить причину возникновения дефекта.
  2. Определить характер дефекта (производственный или эксплуатационный)

Представленные для производства экспертизы объекты представляют собой:

  1. Фотографии дефектного распределительного вала двигателя экскаватора гидравлического CATERPILLAR 336DL формата JPG в количестве - 12 штук.
  2. Хронологическое описание событий, предшествующих выходу двигателя из строя передано по скайпу и сохранено в формате Word 97-2003.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Согласно описанию экскаватор эксплуатировался полтора года. При последнем техническом обслуживании механиками организации – дилера был обнаружен повышенный  зазор на впускных клапанах одного из цилиндров. Зазор был отрегулирован. Через месяц двигатель вышел из строя. Разборка двигателя выявила дефект на распределительном валу и износ толкателя.

На фотографии 1 изображена тыльная часть дефектного кулачка, видны следы наволакивания материала.

Видны следы наволакивания материала  Износ рабочей поверхности кулачка

                   Фото №1                                     Фото №2  

На фотографии 2 виден износ рабочей поверхности кулачка и скол в районе вершины кулачка, занимающий около 25% от ширины кулачка. Хорошо заметны 2 зоны на месте скола и тонкая переходная зона между ними. Износ рабочей поверхности переходит вершину кулачка (неровный контур кулачка) и далее переходит на тыльную сторону кулачка, завершаясь глубокой местной выемкой, хорошо различимой на фото 3.

На фото 4 изображен кулачок со сколом. На сколе хорошо заметна сердцевина распределительного вала.

Глубокая местная выемка   Кулачок со сколом

                 Фото №3                                          Фото №4

На фото 5, сделанном под другим ракурсом и освещением, видно, что местная выемка на тыльной стороне кулачка представляет собой след, оставшийся после отслоения от кулачка части металла, а на вершине кулачка видно образование похожее на раковину. На соседнем с дефектом кулачке отсутствуют следы, каких либо повреждений, дефектов.

На фото. 6 изображён фрагмент распределительного вала с опорной поверхностью и двумя кулачками. На опорной поверхности, какие либо следы незаметны, на кулачках видны следы соприкосновения с толкателями без видимых следов износа.                                                                               

Раковина на вершине кулачка  Фрагмент распределительного вала без видимых следов износа

                  Фото №5                                       Фото №6


Анализ полученной информации:

Распределительный вал двигателя внутреннего сгорания работает в условиях действия переменных напряжений сжатия на поверхностях кулачков от воздействия на них толкателей и под действием крутящего момента, скручивающего вал.

Исходя из конструкционных требований распределительный вал  выполняют жёстким. В связи, с чем, действие крутящего момента не отражается на состоянии вала. От воздействия толкателей (напряжения сжатия) происходит износ поверхностей кулачков. Трущиеся поверхности кулачков смазываются масляным туманом, образующимся в картере двигателя.

Выход из строя распределительного вала двигателя может являться следствием нарушений правил эксплуатации, нарушением регламента проведения работ при техническом обслуживании и нарушениями при изготовлении изделия.


Рассмотрим вариант неправильной эксплуатации двигателя:

Грязное масло (несвоевременная замена масла, масляного фильтра, фильтра воздухоочистителя). При этом должен наблюдаться износ всех трущихся поверхностей, появление рисок, натиров (пятен на поверхностях трения, отличающихся внешним видом, шероховатостью) на всех трущихся поверхностях. Фактически эти признаки на остальных кулачках и опорах распределительного вала не наблюдаются.

Низкое давление масла в системе смазки (недостаток масла в системе смазки, неисправность масляного насоса, зависание перепускного клапана масляного насоса). При этом дефекте появляются натиры и прижоги (пятна цветов побежалости – следы местного перегрева). Фактически упомянутые признаки на распределительном валу двигателя отсутствуют.

Использование на двигателе низкокачественного масла. При таком нарушении, как правило, на распределительном валу есть признаки, связанные с использованием некачественного масла, не успевают явно проявляться (раньше выходит из строя кривошипно-шатунная группа деталей,  как более нагруженных). В отдельных случаях, теоретически, могут проявляться незначительные признаки по аналогии с описанными в п.2.

Остальные нарушения при эксплуатации двигателя не приводят к дефектам распределительного вала.

Внешние проявления (признаки) при наличии вышеописанных нарушений будут наблюдаться в той или иной степени одинаково на всех кулачках и опорных поверхностях.

При длительной эксплуатации двигателя с соблюдением всех правил наблюдается эксплуатационный износ – изнашивается в разной степени рабочая и тыльная поверхности кулачков, а так же вершина кулачка. При этом изнашиваются все трущиеся поверхности и отсутствуют локальные износы (местные углубления), которые хорошо видны на фото 3 и фото 5.

Дефект распределительного вала, вызванный нарушением регламента проведения работ при техническом обслуживании: согласно хронологическому описанию событий, предшествующих выходу двигателя из строя двигатель в составе экскаватора эксплуатировался менее 2х лет.

Техническое обслуживание проводила дилерская организация. Можно высказать претензию механикам, проводившим обслуживание, в том, что они не распознали дефекта в проявившемся увеличении зазора в клапанах. Но претензия будет необоснованной в связи с тем, что объём работ при проведении ТО не предусматривает разборки двигателя, без чего данный дефект выявить было невозможно.

Судя по внешнему виду распределительного вала, произошли сколы на рабочей поверхности одного из кулачков. По виду скола можно сделать вывод, что термическая обработка вала проводилась (общепринятая технология изготовления).

Таким образом, нарушение при изготовлении произошло на стадии изготовления заготовки. Для точного ответа на этот вопрос необходимо проведение металлографического исследования.


Вывод:

  1. По совокупности внешних признаков дефект распределительного вала НЕ связан с нарушениями эксплуатации и обслуживания машины.
  2. Причина возникновения дефекта - наличие в теле кулачка дефектов структуры металла, возникших при изготовлении изделия. Точный ответ может дать проведение металлографического исследования дефектного кулачка.

Результат:

Стороны пришли к мировому соглашению.

Правила проведение технической экспертизы

Яндекс.Метрика